На сегодняшний день оцифровка археологических объектов становится неотъемлемой частью археологического исследования. При оцифровке археологи должны обеспечить максимально точную передачу топологии и текстуры объекта, исключить факторы, искажающие полученный результат. С учетом данной специфики 3d-модели, полученные разными способами (лазерное сканирование, фотограмметрия), имеют очень сложную геометрию и текстуры высокого разрешения. Спектр применения таких моделей ограничен т. к. для их визуализации требуются высокопроизводительные системы. Статья посвящена способам оптимизации высокополигональных моделей. В первой части демонстрируется, что основным источником появления новых техник и методов оптимизации 3d-моделей выступает накопленный опыт и задачи, которые ставятся в индустрии видеоигр (game development). Вторая часть статьи подробно описывает метод оптимизации 3d-моделей археологических объектов в трех-мерных редакторах – MeshLab3d, Autodesk 3dsMax и программном обеспечении для текстурирования – Quixel Suite. Данный метод был апробирован при разработке мобильного приложения «Виртуальная археология», доступного в AppStore и GoogleMarket.

Ключевые слова: оцифровка, 3d-модель, археология, оптимизация 3d-моделей, виртуальная археология, визуализация, мобильное приложение, видеоигра, game development.